1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

19 декабря

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

Одним из главных условий развития социальной политики государства является создание эффективной и действенной системы социальной защиты населения.

 

Демографическая ситуация

Численность населения в Гомельской области на 1 ноября 2013г. составляет 1 425,6 тыс. человек, или 15,1% численности жителей Республики Беларусь.

Демографическая ситуация Гомельской области характеризуется сокращением численности населения. За 2002 – 2012 годы абсолютная убыль населения составила 99,8 тыс. человек.

         В последние годы в области проделана значительная работа по улучшению показателей социально-экономического развития, в том числе демографической ситуации, в результате чего темпы сокращения численности населения области замедлились.

         Справочно: За 2006 год население области уменьшилось на 11,6 тыс. человек, за 2008 год - на 6,3 тыс. человек, за 2011 год - на 5,3 тыс. человек, за 2012 год - на 2 тыс. человек.

         В течение 2006 – 2012 годов сельское население уменьшилось на 17,3%, и доля его в общей численности составила 24,8% против 29,1% в 2006 г. При этом численность городского населения увеличилась на 3%.

Для области, как и для республики в целом, характерно превышение численности женщин над численностью мужчин.

Справочно: На начало 2013 года в области проживало 765 тыс. женщин (53,6% от общей численности населения) и 662,7 тыс. мужчин (46,4%). Соотношение мужчин и женщин несколько изменилось в сторону увеличения последних. Так, если в 2000 году на 1 000 мужчин приходилась 1 151 женщина, то в 2012 году – 1 155. При этом в городских поселках наблюдается рост данного показателя, в сельской местности – снижение.

В возрастной структуре населения основной причиной изменений является старение, то есть увеличение доли пожилых людей в общей численности населения. В соответствии с классификацией ООН население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. В 2012 году данный показатель в области составляет 13,7% (в 2010 году – 14,2%, в 2007–2006 годах – 15,3%).

Справочно: В 2006 году доля лиц старше трудоспособного возраста (женщины – 55 лет и старше, мужчины – 60 лет и старше) в структуре населения области занимала 21,6%, в 2012 году она увеличилась до 23,4%. В то же время доля населения, не достигшего трудоспособного возраста сократилась с 17,3% в 2006 году до 16,9% в 2012 году, доля лиц трудоспособного возраста уменьшилась с 61,1% до 59,7% соответственно.

Таким образом, за счет увеличения численности лиц старше трудоспособного возраста происходит повышение нагрузки на трудоспособное население.

         Для стабилизации численности населения и обеспечения перехода к демографическому росту решением Гомельского областного Совета депутатов была утверждена Программа демографической безопасности Гомельской области на 2011-2015 годы, основными целями которойявляются:

- стимулирование рождаемости, в том числе за счет рождения вторых и последующих детей;

- укрепление здоровья;

- снижение смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, и повышение ожидаемой продолжительности жизни;

- оптимизация миграционных процессов, управление внешними миграционными процессами с учетом национальных демографических интересов.

         Для последних лет характерно увеличение темпов роста рождаемости.

         Справочно: Если в 2010г. по сравнению с 2009г. число родившихся снизилось на 440 человек или на 2,6%, то в 2011 году по сравнению с  2010 годом снижение составило 60 человек или 0,4 %. Коэффициент рождаемости в 2012 году составил 12,5 на 1000 человек. Это самый высокий показатель рождаемости населения, начиная с 1995 года.

         Число новорожденных в области за 2012 год составило
17 789 детей, что на 7,1 % или на 1 177 детей больше, чем в 2011 году.

В последние годы в области изменилась очередность рождений детей. В 2012 году на долю первых рождений приходилось 50,3%, на долю вторых и третьих – 46%, тогда как в 2005 году на долю первенцев приходилось 56,7%, вторых и третьих – 39%.

Подавляющее число детей рождено в зарегистрированном браке    (76% в 2012 году). Доля детей, рожденных вне брака, составила 24%, и за счет роста общей рождаемости их удельный вес снизился (в 2011 году – 24,5 %).

Средний возраст матери при рождении ребенка составил в
2012 году 27 лет
, при рождении первого ребенка – 24 года, последующих детей – 29 лет.

         Число родившихся в январе-октябре 2013 года составило 15 260 детей, что на 3,7% больше, чем в соответствующем периоде 2012 года. Коэффициент рождаемости за данный период составил 12,8 на 1000 человек.

Одним из важных факторов, влияющих на численность населения, является уровень смертности. Число умерших в 2012 году составило 20 107 человек, что на 1 330 человек меньше, чем в 2011 году.

         В 2012 году отмечается снижение числа случаев смерти среди лиц трудоспособного возраста по сравнению с 2011 годом - на 16,5%  (с 5291 до 4417 человек). Следует отметить, что в 2012 году произошло снижение смертности данной категории населения от внешних причин (самоубийства, убийства, случаи отравления алкоголем, дорожно-транспортные происшествия) на 18,6%.

         За 2012г. уровень продолжительности жизни составил 71 год, в том числе мужчин – 65 лет, женщин – 77 лет.

Справочно: В качестве сравнения, в Российской Федерации продолжительность жизни в 2012 году составила – 60 лет, Украине – 62 года, Литве, Латвии – 65 лет, Польше – 70 лет.

 

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение в Республике Беларусь представлено в виде двух направлений – это пенсионное обеспечение и выплата социальных пособий.

 

Пенсионное обеспечение

Пенсионная система в Беларуси является распределительной, в  основу которой положен принцип солидарности: смена поколений на рынке труда и передача эстафеты содержания людей состарившихся и лишившихся вследствие этого заработка. Иными словами, тот, кто трудится сегодня, отдает часть своего заработка тем, кто трудился вчера.

Действующая пенсионная система базируется на текущем финансировании пенсионных выплат за счет страховых отчислений на пенсионное страхование, производимых работодателями и работниками.

В настоящее время функции государственного социального страхования и его основной части – пенсионного страхования в Республике Беларусь осуществляются различными государственными органами. Сбор и аккумуляцию обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование, а также финансирование соответствующих выплат и контроль за правильностью уплаты и расходованием страховых взносов производят органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Назначение и выплату пенсий осуществляют структурные подразделения соответствующих органов местного управления.

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и другие законодательные акты.  

Пенсионным обеспечением охвачен каждый нетрудоспособный, постоянно проживающий на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства, деятельности в прошлом и других обстоятельств.

В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите Гомельской области различные виды пенсий получает свыше 389 тысяч человек. Это почти 27% населения области.

  Свыше 97% пенсионеров получают трудовую пенсию, право на которую основывается на предварительной уплате взносов на пенсионное страхование (не менее 5 лет).

С 1 января 2014 года предусматривается увеличение минимального периода работы с уплатой обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, необходимого для назначения трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет, с 5 до 10 лет. Для более уязвимых категорий граждан требования по минимальному страховому стажу сохраняются прежние - 5 лет.

Для исчисления пенсий принимаются два основных параметра: величина заработка, который имел пенсионер перед обращением за пенсией, и продолжительность его трудового стажа. Показателем величины заработной платы является индивидуальный коэффициент заработка.

В стаж работы засчитываются периоды работы при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании. При этом имеет значение не только факт уплаты страховых взносов, но и размер заработка, из которого они уплачивались. Для включения в стаж периодов работы в полном объеме взносы должны быть уплачены с дохода, превышающего минимально допустимый уровень оплаты труда. Иными словами размер заработка не должен быть ниже минимальной заработной платы. В противном случае в стаж работы для назначения пенсии засчитывается период, определяемый с применением поправочного коэффициента (например, не 1 год, а 8 месяцев).

При определении индивидуального коэффициента заработка  учитываются выплаты всех видов, на которые, согласно законодательству, начислялись и из которых уплачивались обязательные страховые взносы.

Если наниматель не платит страховые взносы с доходов работника или уплачивает их частично, работник, уходя на пенсию, не сможет претендовать на то, чтобы пенсия исчислялась из суммы его фактического дохода. Пенсия будет исчислена с учетом только той части дохода, из которой уплачены страховые взносы. Каждый работник должен четко знать: получение сегодня заработной платы в «конверте» или неуплата работодателем страховых взносов приведет впоследствии к исчислению пенсии в меньшем размере.

         При продолжении работы после достижения общеустановленного пенсионного возраста без получения пенсии размер пенсии будет расти следующим образом: каждые 2 месяца неполного года работы без получения пенсии позволят увеличить пенсию на 1% заработка, из которого она исчислена: за 1-й год - на 6% заработка; за 2 года - на 14%;  за 3 года - на 24%; за 4 года - на 36%; за 5-й и каждый последующий год предусматривается повышение размера пенсии на 14% заработка.   Таким образом, за 5 лет работы и неполучения пенсии она увеличится на 50% заработка, из которого исчислена. И это не предел. Каждый последующий год позволит увеличивать ее еще на 14% заработка, из которого она исчислена.

Принципом премиального увеличения пенсии могут воспользоваться также и лица, которые уже получают пенсию по возрасту и работают. При желании они вправе приостановить получение этой пенсии (для этого необходимо обратиться с соответствующим письменным заявлением в орган, выплачивающий им пенсию), в результате чего в последующем размер их пенсии возрастет.

         Поддержание уровня пенсий обеспечивается путем перерасчета трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике.

Минимальный размер пенсии по возрасту определен в размере 25% бюджета прожиточного минимума (далее - БМП) в среднем на душу населения. Кроме того, к минимальной трудовой пенсии установлена доплата в размере 20% средней заработной платы работников в республике.

Таким образом, рост доходов пенсионеров увязывается с ростом доходов работников, которые своими взносами формируют средства на выплату пенсий, а получателей минимальных пенсий - и с ростом цен на жизненно важные товары и услуги.

К пенсиям отдельных категорий пенсионеров предусмотрены надбавка на уход и (или) повышение пенсии. Неработающим пенсионерам, достигшим возраста 75 и 80 лет, установлены доплаты.

         Средний размер пенсии по области в ноябре 2013г. составил          2 236,3 тыс. рублей.

         Пенсионная система функционирует стабильно, выплаты пенсий производятся своевременно. Ежемесячно на выплату пенсий расходуется почти 871 млрд. рублей.

 

Государственные социальные пособия

В Республике Беларусь назначаются и выплачиваются следующие виды государственных пособий:

- по беременности и родам;

- в связи с рождением ребенка;

- женщине, ставшей на учет в медицинском учреждении до 12-недельного срока беременности;

- по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет;

- по уходу за ребенком – инвалидом до 18 лет;

- по уходу за детьми в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита или больных СПИДом;

- по безработице;

- на погребение и др.

         В Республике Беларусь планомерно реализуются меры, направленные на усиление материальной поддержки семей с детьми, в том числе посредством денежных выплат в виде государственных пособий.

         В Гомельской области действующей системой государственных пособий охвачено 51 636 детей, из них в возрасте до 3 лет – 47 225, старше 3 лет – 4 411. Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет получают 1990 лиц. На выплату единовременных и ежемесячных пособий за 9 месяцев 2013 года израсходовано почти 735 млрд. руб.

         Размеры пособий на детей в возрасте до 3 лет исчисляются в процентах от средней заработной платы работников в республике за истекший квартал (на первого ребенка – 35%, второго и последующего – 40%, ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет – 45%), старше 3 лет - от БМП (50% БПМ, на ребенка-инвалида 70%).

         Лицам, постоянно проживающим на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или с правом на отселение, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, как и ранее, назначается и выплачивается в размере 150% от установленных Законом размеров.        Размеры пособий на детей пересматриваются ежеквартально.

Для урегулирования вопросов назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет индивидуальным предпринимателям; частным нотариусам; адвокатам; лицам, осуществляющим предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, Главой государства 9 октября 2013г. принят Указ № 462, который закрепляет право на приостановление соответствующей деятельности в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет и на получение пособия в полном размере на этот период.

         Вступление в силу Указа позволило обеспечить равный подход при назначении государственных пособий ко всем категориям занятых лиц.

 

Государственная адресная помощь

На оказание помощи малообеспеченным гражданам, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, направлена система государственной адресной социальной помощи.

В Гомельской области за 9 месяцев т.г. государственная адресная социальная помощь предоставлена 29,9 тыс. человек на сумму 56,5 млрд. руб.

Основные получатели адресной помощи это семьи с детьми –      20 тыс. чел. (66,8 % от общего числа получателей).

Семьям при рождении двойни и более детей кроме государственных пособий предусмотрена дополнительная государственная поддержка - единовременная выплата на приобретение детских вещей первой необходимости (полагается на каждого из родившихся близнецов в размере двух БПМ, действующих на дату рождения). Государственная адресная социальная помощь в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни им предоставляется независимо от доходов семьи.

В целях государственной поддержки лиц, которые вынуждены оставить работу в связи с необходимостью осуществления постоянного ухода за инвалидами 1 группы или 80-летними, нуждающимися в постоянном уходе, и, соответственно, не имеют средств к существованию, постановлением Правительства от 6 сентября 2006 г. №1149 предусмотрено пособие по уходу, размер которогосоответствуетБМП (на сегодняшний день – 1047530 руб.). При уходе за двумя нетрудоспособными выплачивается 120% БМП.

Также в Гомельской области проводится определенная работа по социальной поддержке пожилых людей, инвалидов, малообеспеченных граждан и других категорий населения.

Справочно: На учете в органах по труду, занятости и социальной защите состоят 3,7 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны, 6,2 тыс. лиц, пострадавших от последствий войны, 16,2 тыс. одиноких пожилых людей, иные категории граждан, которым предоставляется необходимая помощь.

В течение 9 месяцев 2013 года 12,3 тыс. остронуждающихся пенсионеров и инвалидов получили единовременную материальную помощь на сумму 3,6 млрд. руб. (по сравнению с аналогичным периодом 2012 годом сумма выплат выросла на 800 млн. рублей).

Для проведения ремонтных работ, установки и замены автономных пожарных извещателей в 1379 домовладениях нуждающихся граждан из средств местных бюджетов израсходовано более 1,5 млрд. рублей.

Проводится работа по своевременному обеспечению нуждающихся инвалидов необходимыми средствами социальной реабилитации. В текущем году выдано более 1400 инвалидных колясок и других средств социальной реабилитации, изготовлено около 12 тыс. единиц ортопедической обуви и протезно-ортопедических изделий. На эти цели из средств областного бюджета затрачено около 9 млрд. рублей.

 

Система социального обслуживания населения

Стационарные учреждения

Для оказания социальной поддержки населению в области функционирует 14 интернатных учреждений, в которых проживает более 3 тысяч пенсионеров и инвалидов.

Для финансирования мероприятий по укреплению материально-технической базы, развитию сети и улучшению функционирования домов-интернатов привлечены средства областного бюджета и Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Объем финансирования в 2013 году на выполнение данных мероприятий составляет более 20 млрд. рублей.

За 10 месяцев 2013 года:

- завершены работы по утеплению фасадов здания жилого корпуса в учреждении «Уваровичский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов» и в учреждении «Журавичский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития»;

- завершены работы по капитальному ремонту тепловых сетей в учреждении «Журавичский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития»;

- проведена замена оконных блоков на энергоэффективные в учреждении «Макановичский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов» и в учреждении «Хальчанский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов».

Во всех интернатных учреждениях созданы благоприятные условия для проживания, организовано медико-социальное и  культурно-бытовое обслуживание.

Также медико-социальная поддержка и помощь гражданам пенсионного возраста и инвалидам, страдающим хроническими заболеваниями и нуждающимся в медицинском наблюдении и уходе, оказывается в больницах сестринского ухода, отделениях и палатах сестринского ухода учреждений здравоохранения.

Ежегодно коечный фонд медико-социальных коек увеличивается. Так, если в 2010 году их количество составляло 715, то к концу 2012 года функционировали уже – 804 медико-социальные койки. Растет и число пациентов, пролеченных на койках сестринского ухода. Если в 2004 году было пролечено 1 210 пациентов, то к концу 2012 года их число выросло более чем в 2 раза и составило 2,5 тысячи человек.

         Рост объемов оказания медико-социальной помощи происходит поэтапно, путем реорганизации высвободившегося коечного фонда в отделения медико-социального или паллиативного ухода.

Нестационарные учреждения

В системе социальной защиты области действует 25 территориальных центров социального обслуживания населения и Гомельский городской центр социального обслуживания семьи и детей.

К числу основных направлений деятельности территориальных центров относится:  оказание гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, услуг временного приюта, материальной помощи, консультационно-информационных, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-посреднических, социально-психологических, социально-реабилитационных услуг, услуг социального патроната, услуг сиделки, услуг сопровождаемого проживания, услуг почасового ухода за малолетними детьми (услуги няни) и иных социальных услуг.

В соццентрах функционируют следующие отделения:

- первичного приема, информации, анализа и прогнозирования;

- срочного социального обслуживания;

- социальной помощи на дому;

- социальной адаптации и реабилитации;

- дневного пребывания для инвалидов;

- сопровождаемого проживания;

- дневного пребывания для граждан пожилого возраста;

- круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов;

- социальные пункты.

Помимо указанных выше видов оказания социальной помощи территориальными центрами области предоставляется ряд социальных услуг на дому нетрудоспособным гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию.

Условия предоставления социального обслуживания:

  • обслуживаются бесплатно малообеспеченные одинокие нетрудоспособные  граждане (семьи);
    • ·  обслуживаются на условиях частичной оплаты (60%  или 50% тарифа на социальные услуги):

- одинокие нетрудоспособные граждане (семьи), среднедушевой доход которых не превышает 200 % БМП в среднем на душу населения;

- нетрудоспособная семья - совместно проживающие нетрудоспособные граждане, связанные между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления;

- малообеспеченные граждане (семьи) - граждане (семьи), имеющие среднедушевой доход ниже БМП в среднем на душу населения.

Социально-бытовые услуги, предоставляемые отделением социальной помощи на дому самые разнообразные:

- покупка и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости;

- содействие в обработке приусадебного участка (для проживающих в частном секторе);

- содействие в организации ремонта жилых помещений;

- очистка придомовых дорожек от снега в зимний период и др.

По состоянию на 01.10.2013 г. отделениями социальной помощи на дому обслуживаются 13,5 тыс. нетрудоспособных граждан, 17,5% из них обслуживаются бесплатно или на условиях частичной оплаты. Стоимость оплаты за социальное обслуживание рассчитывается исходя из тарифа на социальные услуги, установленного в Гомельской области в 2012г. - 2400 руб. за час.

Адреса и телефоны территориальных центров, а также перечень предоставляемых услуг можно узнать на сайте Гомельского облисполкома (http://gomel-region.by) и сайтах горрайисполкомов.

Наши победы

Previous
Next

Объявления

Последние новости

  • План воспитательной работы в шестой школьный день 9 декабря 2017 года
    Подробнее...  
  • Поздравляем призёра «Турнира четырёх»
    Подробнее...  
  • Поздравляем победителей 2 этапа республиканской олимпиады по учебным предметам!
    Подробнее...  
  • План воспитательной работы в шестой школьный день 2 декабря 2017 года
    Подробнее...  
  • Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. Ответственность родителей за воспитание детей
    Подробнее...  

Удовлетворены ли Вы стилем взаимоотношений с администрацией учреждения и педагогическим коллективом?

Удовлетворены ли Вы работой по заявительному принципу «Одно окно»?

Да - 0%
Не совсем - 0%
Нет - 0%

Результаты: 0
Голосование на этот опрос закончилось в: 26 Авг 2017 - 18:56

Есть ли у Вас конструктивные предложения по улучшению работы учреждения?

Удовлетворены ли Вы качеством образовательных услуг?

Удовлетворены ли Вы проведением воспитательной работы?

Праздники Республики Беларусь

Праздники Беларуси 

Календарь

<<<Август 2014>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
© 2017 Khomenkov A.G. Все права защищены.