1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Внеклассное мероприятие по профориентации «Круглый стол»

 

Профиль – инженерно-технические работники

Цель: помочь учащимся лучше осознать различные стороны своей профессии, повыситьсамооценку и уверенность в сделанном профвыборе.

Участники:  1)учащиеся 9 – 11классов, выбравшие указанный профиль;

                      2)классный руководитель;      3)школьный психолог;      

   4)желающие из числа родителей и педагогов

 

Этап 1. ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ  – сопровождение психолога

(5 – 7 мин, коллективная форма работы)

Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия:
работа должна быть им по силам,
она не должна быть изнуряющей
и ей должен сопутствовать успех.

                                        Дж. Рескин

 

При выборе профессии цели должны быть:

• конкретными, например, стану лучшим профессионалом в цеху, хочу стать руководителем организации, планирую организовать свой бизнес;

•  реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями: физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и др.;

• позитивными (идти не от чего-то — «не хочу прозябать в нищете и безвестности», а к чему-то — «хочу денег и славы»);

• ограниченными во времени (цель — это мечта, которая должна осуществиться к определенному сроку).

Если ваша цель — выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:

• на какой уровень образования я могу рассчитывать (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще), учитывая свою школьную успеваемость, способности и интеллектуальные возможности?

• чем я хочу заниматься, чтобы мне было интересно на работе?

• какую оплату я смогу получать за свой труд?

• какой образ жизни я хочу вести: напряженный  (уделять работе не только рабочее, но и личное время) или свободный (нерабочее время отдавать семье, друзьям, хобби)?

• хочу работать рядом с домом или мне это безразлично?

В конце этапа психолог отвечает на возникшие вопросы участников.

Этап 2. ОБОСНОВАННОСТЬ ВЫБОРА

   (8 – 15 мин – в зависимости от состава, индивидуальная форма работы)

Каждый учащийся имеет на руках анкету (см. статью) с ответами по п. 1-9 (допускается отсутствие ответов по некоторым позициям). Затем он получает бланк с вопросами, на которые должен ответить:

Участник «Круглого стола»                                                               ,           ,                . 

                                                 (Ф.И.)                                              (класс)       (дата)

  1. В каком возрасте ты сделал последний выбор?
  2. Что (кто) повлияло на выбор?
  3. Представляешь ли ты, чем будешь заниматься на работе? (да, не уверен, нет)
  4. Занимаешься ли ты чем-то подобным сейчас? (да, нет)
  5. Хочешь ли ты получить дополнительное образование (подготовку)? (да, нет)
  6. Знаешь ли ты, на каком предприятии (организации) хотел бы работать? (да, нет)
    1. Устроит ли тебя режим труда с 8.00 до 17.00 с частичной занятостью в личное время? (да, полгода потерплю, если нет – свой вариант)
    2. Представляешь ли размер зарплаты? (да, нет, безразличен)
    3. Знаешь ли ты требования рынка труда для её повышения? (да, нет)
    4. 10.  Исключаешь ли переход на другое место в первый год работы? (да, нет)

 

В произвольном порядке, опираясь на свои ответы, учащийся делает защиту своего выбора. Для конкретизации вопросов, на которые не было однозначных ответов, ему помогают присутствующие, в т.ч. и учащиеся (последнее очень важно для рефлексии анализируемой информации).  

 

Этап 3. РАЗРЕШЕНИЕ СИТУАЦИЙ НА РАБОТЕ – мозговой штурм (15 –20 мин, групповая форма работы)

Эффективность деятельности работника во многом зависит от степени его  взаимодействия с коллективом, определяемой его личностными качествами. Все участники знакомятся с возможными  проблемными ситуациями на своей потенциальной работе, которые должны попытаться разрешить.

Обсудите вместе предложенные варианты ответов и запишите в ячейке таблицы (строка 1) тот, который ближе вам (табличка для ответов есть у каждого участника)

Дата -                       .

                                     .

(Фамилия участника)

Ситуация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После всех ответов запишите (в строке 2) букву,

 соответствующую выбору (по таблице расшифровки)

2

Тип

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посчитайте общее число (в строке 2) для каждой буквы,

запишите результат

3

Результат

Д -       ,             П -       ,           С -       ,          О –

4

Превалирует

       --                                                                                            .

       --                                                                                            .

 

1. Вы получили одновременно два срочных задания: от мастера и начальника цеха. Времени для согласования сроков выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно начать работу. Выберите предпочтительное решение.

а) В первую очередь начну выполнять задание того, кого больше уважаю.

б) Сначала буду выполнять задание наиболее важное, на мой взгляд.

в) Сначала выполню задание вышестоящего руководителя – начальника цеха.

г) Буду выполнять задание своего непосредственного руководителя - мастера.

 

2. В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо. Как бы вы поступили на месте бригадира?

а) Оставлю выяснение фактов по этому инциденту до окончания выполнения производственного задания.

б) Заподозренных в проступке вызову к себе, круто поговорю с каждым с глазу на глаз, предложу назвать виновного.

в) Сообщу о случившемся тем из рабочих, которым наиболее доверяю, предложу им выяснить конкретных виновных и доложить.

г) После смены проведу собрание бригады, публично потребую выявления виновных и их наказания.

 

3. Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Какую из них вы бы выбрали?

а) Первый стремится прежде всего к тому, чтобы наладить доброжелательные товарищеские отношения в коллективе, создать на работе атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не всеми понимается правильно.

б) Второй часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отношений «невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело.

в) Третий предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в выполнении своих должностных обязанностей, требователен к подчиненным.

г) Четвертый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремится довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными.

 

4. Вам предстоит общение с сотрудниками или подчиненными в неформальной обстановке (вне работы), к чему вы более склонны?

а) Вести разговоры, близкие вам по деловым и профессиональным интересам.

б) Задавать тон беседе, уточнять мнения по спорным вопросам, отстаивать свою точку зрения, стремиться в чем-то убедить других.

в) Разделять общую тему разговоров, не навязывать своего мнения, поддерживать общую точку зрения, стремиться не выделяться своей активностью, а только выслушивать собеседников.

г) Стремиться не говорить о делах и работе, быть посредником в общении, быть непринужденным и внимательным к другим.

 

5. Подчиненный второй раз не выполнил вашего задания в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного случая больше не повторится. Как бы вы поступили?

а) Дождаться выполнения задания, а затем сурово поговорить наедине, предупредив в последний раз.

б) Не дожидаясь выполнения задания, поговорить с ним о причинах повторного срыва, добиться выполнения задания, наказать за срыв рублем.

в) Посоветоваться с опытным работником, авторитетным в коллективе, как поступить с нарушителем? Если такого работника нет, вынести вопрос о недисциплинированности подчиненного на собрание коллектива.

г) Не дожидаясь выполнения задания, передать вопрос о наказании работника на решение актива. В дальнейшем повысить требовательность и контроль за его работой.

 

6. Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете.

Как вы будете поступать с этим подчиненным в дальнейшем?

а) Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, применю обычные административные меры наказания.

б) В интересах дела постараюсь вызвать его на откровенный разговор, попытаюсь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.

в) Обращусь к активу коллектива – пусть обратят внимание на его неправильное поведение и применят меры общественного воздействия.

г) Попытаюсь разобраться в том, не делаю ли я сам ошибок во взаимоотношениях с этим подчиненным, потом решу, как поступить.

 

7. В трудовой коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны. Каким образом, по вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе?

а) Прежде всего установить деловой контакт со сторонниками нового, не принимая всерьез доводы сторонников старого порядка, вести работу по внедрению новшеств, воздействуя на противников силой своего примера и примера других.

б) Прежде всего попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонников прежнего стиля работы, противников перестройки, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии.

в) Прежде всего выбрать актив, поручить ему разобраться и предложить меры нормализации обстановки в коллективе, опираться на актив, поддержку администрации и общественных организаций.

г) Изучить перспективы развития коллектива и улучшения качества выпускаемой продукции, поставить перед коллективом новые перспективные задачи совместной трудовой деятельности, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.

 

8. В самый напряженный период завершения производственной программы один из сотрудников вашего коллектива заболел. Каждый из подчиненных занят выполнением своей работы. Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок. Как поступить в этой ситуации?

а) Посмотрю, кто из сотрудников меньше загружен и распоряжусь: «Вы возьмете эту работу, а вы поможете доделать это».

б) Предложу коллективу: «Давайте вместе подумаем, как выйти из создавшегося положения».

в) Попрошу членов актива коллектива высказать свои предложения, предварительно обсудив их с членами коллектива, затем приму решение.

г) Вызову к себе самого опытного и надежного работника и попрошу его выручить коллектив, выполнив работу отсутствующего.

 

9. У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины этого вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа. Что бы вы предприняли в первую очередь?

а) Открыто вызову коллегу на откровенный разговор, чтобы выяснить истинные причины натянутых взаимоотношений.

б) Прежде всего попытаюсь разобраться в собственном поведении по отношению к нему.

в) Обращусь к коллеге со словами: «От наших натянутых взаимоотношений страдает дело. Пора договориться, как работать дальше».

г) Обращусь к другим коллегам, которые в курсе наших взаимоотношений и могут быть посредниками в их нормализации.

 

10. Вас недавно выбрали руководителем трудового коллектива, в котором вы несколько лет работали рядовым сотрудником. На 8 часов 15 минут вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас. Как вы начнете беседу при встрече?

а) Независимо от своего опоздания сразу же потребую объяснений об опозданиях на работу.

б) Извинюсь перед подчиненным и начну беседу.

в) Поздороваюсь, объясню причину своего опоздания и спрошу его: «Как вы думаете, чего можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает, как и вы?»

г) Заботясь об интересах дела, отменю беседу и перенесу ее на другое время.

 

11. В вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет. Как вы поступите в данном случае?

а) Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам ему понять, что ему лучше уволиться по собственному желанию.

б) Напишу докладную вышестоящему начальнику с предложением «сократить» эту единицу.

в) Предложу коллективу обсудить эту ситуацию и подготовить свои предложения о том, как поступать с этим человеком.

г) Найду для этого человека подходящее дело, прикреплю наставника, усилю контроль за его работой.

 

12. Вы недавно начали работать руководителем современного цеха на крупном промышленном предприятии, придя на эту должность с другого завода. Идя по коридору, вы видите трех рабочих вашего цеха, которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на вас внимания. Возвращаясь через 20 минут, вы видите ту же картину. Как вы себя поведете?

а) Остановлюсь, дам понять рабочим, что я новый начальник цеха. Вскользь замечу, что беседа их затянулась и пора браться за дело.

б) Спрошу, кто их непосредственный начальник. Вызову его к себе в кабинет.

в) Сначала поинтересуюсь, о чем идет разговор. Затем представлюсь и спрошу, нет ли у них каких-либо претензий к администрации. После этого предложу пройти в цех на рабочее место.

г) Прежде всего представлюсь, поинтересуюсь, как обстоят дела в их бригаде, как загружены работой, что мешает работать ритмично? Возьму этих рабочих на заметку.

                                                                                                Таблица расшифровки

 

 

Ситуация

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Т

и

п

Д

б

а

б

а

а

б

г

а

в

г

в

г

П

а

в

а

г

в

в

б

б

г

б

г

в

С

г

б

г

б

б

г

а

г

б

в

а

а

О

в

г

в

в

г

а

в

в

а

а

б

б

 

Запишите в свою таблицу превалирующий тип личной ориентации на работе

Д  -- ориентация на дело -   характеризует ваш уровень компетентности, способности к самостоятельному принятию решений, вашу личную продуктивность.

П -- ориентация на отношения с людьми -- характеризует вашу коммуникабельность, вовлекать членов коллектива в процесс принятия решений.

С -- ориентация на себя - характеризует ваше стремление реализовать себя в работе, в т.ч. – руководящей, добиться личных целей, самостоятельности и независимости.

О -- ориентация на официальную субординацию - характеризует ваше стремление соблюдать внешние проявления деятельности, в т.ч. руководителя, соблюдать  дистанцию с сотрудниками и подчиненными, сохранять авторитет любой ценой.

Этап 4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Обсуждение спорных вопросов по ситуациям на работе с резюме взрослых.

Высказывания учащихся с общей оценкой занятия.

Подведение итогов "Круглого стола" психологом и классным руководителем.

 

Примечание: на этапах 1 и 3 использованы материалы школьного психолога – Кирьяненко Марины Олеговны с коррекцией автора на профиль профвыбора.

Наши победы

Previous
Next

Праздники Республики Беларусь

Праздники Беларуси 

  

© 2020 Khomenkov A.G. Все права защищены.