1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Волнуйтесь спокойно – у вас экзамены!

Все мы знаем, что экзамен - лотерея. И все ошибаемся. Иначе почему одни все время выигрывают, а другие, увы, никогда?

На самом деле всё проще. Экзамены - не просто отчёт об усвоении некой суммы знаний по какому-то предмету или кругу вопросов это и не просто экзекуция, которую нужно (порой - неизбежно нужно!) претерпеть ради получения оценки не ниже определённой (сами знания тут могут быть уже и не при чём).

Нет, экзамены, при всём при том, что вышесказанное о них наличествует, - это ещё и технология, и даже тайна, порой очень маленькие, но неизменно очень значительные и , несомненно важные.

 

Общие закономерности ответа на экзамене.

 

Сколько и как говорить? 

  • Соотношение Вашего ответа и высказываний экзаменатора должно колебаться в пределах 75-80% на 25-20%.
  • При уменьшении высказываний экзаменатора Вам будет трудно поддержать обратную связь, а при увеличении экзаменатору покажется, что на вопрос ответил он сам.
  • Выдерживайте паузы, используйте риторические вопросы, при малейшей попытке преподавателя сказать что-либо прекратите свой ответ и внимательно выслушайте его.
  • Отдельно о ясности вашего ответа. Если экзаменатор почувствует, что Вы сознательно пытаетесь его запутать, то оценка ответа, безусловно, будет ниже Ваших фактических знаний. Поэтому, даже если какой-либо вопрос Вы знаете поверхностно и путаницы не избежать, то хотя бы изображайте ясность. Этого можно достичь уверенным тоном, короткими фразами, риторическими вопросами, логическими мостиками типа «Из этого следует, что...»
  • Ясность ответа во многом определяется приятностью того, что Вы говорите. Проглатывание окончаний, нечеткая дикция сведут на  нет все Ваши знания, так как экзаменатор просто не поймет, что Вы говорите.
  • Если при подготовке к ответу у Вас есть возможность нарисовать график или схему - рисуйте, не задумываясь. Ничто так не «поднимает» абитуриента в глазах экзаменатора, как толково нарисованный график.
  • Нужно постоянно держать в голове нить ответа. Если во время изложения вопроса Вы «вильнете» в сторону, а потом будете долго  искать в своих записях продолжение текста, то впечатление от Вашего ответа будет испорченным, даже если в целом тема будет освещена  хорошо.
  • Говорите красиво, то есть поддерживайте ритм ответа, постарайтесь повысить его «плотность» по мере приближения к финишу, выделяйте ритмически и интонационно ключевые вопросы и особо важные формулировки, особенно свои личные.
  • Повторяйте основные положения, не стесняйтесь. Кроме того, если Вам уже нечего сказать, а экзаменатор явно ждет продолжения ответа, повторите другими словами уже высказанные мысли.

 

НАЧАЛО ОТВЕТА. 

Как начинать свой ответ?

К сожалению, сейчас проблеме вступления уделяется очень мало внимания. Практически никто из абитуриентов не использует  эту возможность значительно увеличить свои шансы на успех. А ведь начало ответа можно сравнить с настройкой инструментов перед концертом! Во всяком случае, на этом этапе экзамена Вам нужно выработать правильное и корректное отношение к экзаменатору, закрепить у него положительную реакцию на Ваш ответ. Отсюда вытекают задачи первой фазы ответа:

а) установление контакта с экзаменатором;

б) привлечение его внимания;

г) создание соответствующей атмосферы для ответа.

Как бы Вы не волновались, постарайтесь скрыть свое волнение, ибо, согласно стереотипу, «тот, кто меньше волнуется, знает больше». Не прячьте взор свой, сколь бы туманным он Вам самому не представлялся, поскольку «тот, кто смотрит в глаза - честен». Не затягивайте подготовку к ответу и вообще - даже если природа не очень постаралась - попробуйте хотя бы выглядеть на экзамене серьезным и умным. Можете даже надеть очки без диоптрий, и тому подобное.

Экзаменатор обычно более внимательно слушает именно начало ответа - порою из любопытства, ожидая чего-то нового, а чаще из желания сразу приблизительно оценить уровень знаний абитуриента, чтобы иметь возможность немного расслабиться во время ответа. Поэтому началу ответа необходимо уделять особое внимание. При подготовке к экзамену нужно обдумать вступление к каждому билету.

 

ОШИБКИ В НАЧАЛЕ ОТВЕТА.

1. Излишняя самоуверенность.

На экзамене недопустимы проявления неуважения как к экзаменатору, так и к рассматриваемой теме. Ни в коем случае не рекомендуется начинать ответ со слов: «Это очень просто...»; «Вообще, физика - скучный предмет...»; «В этом вопросе я не согласен с Вернадским...» - и т. п.

Конечно, вы имеете полное право на собственную точку зрения, но экзамен потому и называется экзаменом, что вы должны продемонстрировать определенный, официально установленный объем знаний. Поэтому начинайте всегда только в рамках, которые предусматривает вопрос билета. 

2. Излишняя неуверенность

Излишняя неуверенность может значительно ухудшить вашу оценку. Поэтому не следует в начале ответа делать заявление типа: «Извините, можно мне начинать?»; «Можно я начну со второго вопроса?»

3. Излишнее самомнение.

Безапелляционность - бич многих абитуриентов. Их можно понять - они стремятся продемонстрировать уверенность в собственных знаниях. Но уверенность необходимо проявлять в поведении, а не в высказываниях. Стоит вам заявить, что законы Ньютона выполняются всегда и везде, как экзаменатор подумает, что до электродинамики Максвелла вы просто «не дошли». Чисто психологически безапелляционность высказываний воспринимается как признак ограниченности.

 

 

Несколько нестандартных способов начала ответа

1. Способ первый: «знай и люби экзаменатора».  

Это самый трудный и одновременно самый результативный способ, так как он позволяет установить тесный контакт с экзаменатором. Однако при использовании этого способа необходимо очень строго соблюдать чувство меры и использовать его только при благоприятных условиях.

Суть его заключается в искусстве определять и отмечать достоинства человека. Например, если Вы случайно или, тем более, хорошо знаете преподавателя и круг его научных интересов - доведите до его сведения в форме комплиментов тем работам, о которых Вы хотя бы слышали что-то, подчеркните Вашу заинтересованность той проблемой, над которой работает экзаменатор. Для этого вам будут необходимы две вещи: иметь как можно больше информации о преподавателе и, собственно, уметь делать комплименты. Помните, что комплимент - это совсем необязательно льстивое высказывание, возносящее экзаменатора до небес. Более того, подчеркивание несуществующих достоинств редко может вызвать благодарность у человека, способного представить ту же ситуацию с несуществующими недостатками. Нередко вполне достаточно упоминания одной из книг преподавателя, чтобы он подумал о Вас: «Гм, какой эрудированный молодой человек!»

2. «Шутить не вредно».

Еще один вариант начала ответа - юмор. Если Вы видите, что экзаменатор склонен к шутке (экзаменаторы тоже люди, и им необходима разрядка в течение многочасовой напряженной работы), можете при ответе отважиться на юмористическое замечание. Если же экзаменатор сам задает шутливый вопрос, то тут уж Вы просто обязаны не только улыбнуться в ответ, но и поддержать его шутку. Помните: не что так не обижает собеседника, как отсутствие реакции на его юмористическое замечание. Кроме того, если Вы заставите себя улыбнуться в этот тяжелый для Вас час, то Вы получите некоторое облегчение. Удерживаемая на лице улыбка взбодрит то, что осталось от Ваших нервов, и улучшит Ваше настроение, ведь между мимикой и эмоциями существует прямая связь. А также, кроме всего того положительного, что сотворят улыбка и смех с вами, полезную работу они проведут и с экзаменатором. Как известно положительные эмоции способствуют благожелательному восприятию других людей. В таком состоянии снижается критичность, и любое совпадающее с этой эмоцией событие, в том числе и Ваш ответ, покажется экзаменатору достаточно привлекательным.

3. «Сами спрашиваем - сами отвечаем».

Этот прием предполагает постановку в начале ответа нескольких риторических вопросов по всем проблемам, которые будут рассматриваться в Вашем ответе. Вопросы можно ставить как в начале ответа, так и к каждому пункту плана Вашего ответа. Естественно, вопросы должны быть подобраны таким образом, чтобы они с максимальной полнотой раскрывали объем Ваших знаний. И еще запомните: для того, чтобы в некоторых ситуациях этот метод не отдавал излишней напыщенностью и театральностью, вопросы надо задавать без пафоса, негромко, избегая слишком сильных интонаций.

4. «Прямой подход».

  Если у Вас нет возможности пошутить, Если Вы ничего или почти ничего не знаете о своем экзаменаторе, если метод риторических вопросов совсем не подходит к теме Вашего билета - используйте метод прямого подхода. Он предполагает непосредственный переход к ответу, без какого-то бы ни было вступления. Схематично это выглядит следующим образом: абитуриент сообщает номер и наименование билета, и начинает подробный ответ по плану. Данный прием холоден и рационален, но зато не требует много времени на подготовку.

Все перечисленные варианты вступления однако, вам могут просто не пригодится, если Вы будете сильно волноваться. Для того, чтобы Вам было легче взять себя в руки в начале ответа, можно посоветовать следующее:

а) ограничить визуальный контакт с экзаменатором, смотреть преимущественно на свой листок;

б) перед началом ответа вдохнуть несколько раз как можно глубже, стабилизировать дыхание;

в) если Вы считаете, что Ваши руки выдают Ваше волнение, спрячьте их под стол;

г) Если Вы от волнения часто сбиваетесь на скороговорку, постарайтесь снизить темп высказываний, чтобы иметь больше времени на обдумывание следующих предложений. Как только Вы почувствуете, что перестали волноваться, поднимите глаза.  

5. Не лишним будет запомнить также следующее:

а) в своем ответе старайтесь как можно реже использовать местоимение «Я», по возможности замените его на «Вы», «Ваше», «Вам»;

б) Если Вы обладаете какой-то редкой уникальной информацией по данному вопросу, не в коем случае не хвастайтесь этим. Вместо фраз: «Вы, наверное еще об этом не слышали...»; «Вероятно, Вы это еще не читали...» - употребляйте формулировки: «Конечно, Вам уже известно...»; «Вы, наверное уже об этом слышали...».

 

 

ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ

Сколько и как говорить? 

1. Приводимые примеры должны быть наглядными, а каждый вывод либо важное высказывание желательно подкреплять хотя бы одним примером. При этом могут использоваться следующие приемы: сравнение, метафора, гипербола.

2. Впечатляющие приемы, к которым можно отнести повторение («Никто, абсолютно никто не мог в данном случае...»);объяснение(«Как показал эксперимент...»); цитаты («Как говорил...»; «Говоря словами...»; «Если вспомнить высказывание...); инверсия - намеренное нарушение принятого порядка слов в предложении (подлежащее, зачем сказуемое), например: «Трудным и долгим был путь нашей страны к...».

3. Приемы привлечения внимания экзаменатора, не сразу отвечая на риторический вопрос ); неожиданность (неожиданный, парадоксальный поворот в излагаемой мысли).

4. Эстетические приемы; игра слов, каламбуры (используются, как правило, лишь при благоприятном общем фоне экзамена); описание яркое и развернутое - вплоть до использования образных деталей при освещении, например, исторических событий; парадокс («Отсутствие результата - тоже результат, и оно позволяет предположить, что...»

5. Коммуникативные приемы: прием присоединения, создающий впечатление непринужденности, раздумья вслух (чаще всего присоединение создается использованием союзов «и», «а», «но», «однако»; союзных слов «причем», «а потому», частиц «разве», «даже», «хотя» и т. п.); сегментированные, то есть разделяющие конструкции («что касается», «относительно», «насчет», «возьмем», «рассмотрим», «остановимся», «перейдем»; например: «Возьмем нашу экономику. Здесь несомненно...»); итоговые слова и выражения («итак»; «таким образом» «словом», «вот как надо понимать», «Теперь мы знаем», «в итоге» и т. п.); предупреждение возражений («В некоторых публикациях утверждается, что...,но...»); риторические вопросы («Что здесь имеется в виду?» и т.п.).

6. Вышеперечисленные приемы, без сомнения, придадут Вашему ответу живость и разговорность, но использовать их надо в меру. Например, злоупотребление словами типа «значит», «так сказать», «ну», «вот» и прочими превращает их в слова-паразиты.

7. Информация, сообщаемая экзаменатору, должна быть полной, ясной и содержательной.

8. Существует оптимальный объем ответа, и краткость речи не тождественна преуменьшению этого объема. Лекция может идти целый час и все-таки быть краткой, она же при десяти минутах может казаться длинной и утомительной. Таким образом, преуменьшение объема ответа, как и его преувеличение за счет многословия, свидетельствует о низком уровне ваших знаний. Вот типичная реакция экзаменатора в этих случаях.

 

Вариант ответа:                                              Реакция экзаменатора:   

1. Преувеличение объема,                           «Бойко, но поверхностно»

«много воды».

2. Преуменьшение объема,                          «Не раскрыт вопрос».

«голые» цифры и факты.                              «Это что - все?»

В каждом отдельном случае ориентируйтесь на реакцию экзаменатора, на его нетерпение или, наоборот, на то, что он явно ждет продолжения.

 

 

 

Как лучше говорить?

Типы ответов.

Тактика ответа на экзамене - дело сугубо индивидуальное. Стилей экзаменационных ответов существует, наверное, столько же, сколько сдающих экзамены.

Первый тип - «Кавалерийская атака».

Он предполагает быстрый поток информации, который, нарастая как снежный ком, обрушивается на экзаменатора. Всем своим видом, высокой скоростью ответа, минимальными паузами абитуриент демонстрирует не только безграничность своих познаний, но и уважительное отношение к времени экзаменатора. Используя этот прием, следует помнить, что если человек произносит более 2-3 слов в секунду, собеседник, как правило, перестает его понимать. Так что, если Вы хотите, чтобы Вас поняли, говорите медленнее указанной критической скорости речи.

Второй тип - «Свободный полет».

Вы садитесь перед экзаменатором, откладываете листок с ответом от себя по дальше и, демонстративно не заглядывая в него, начинаете свой ответ. Как правило, это производит очень хорошее впечатление.

Данный тип ответа можно использовать лишь при очень хорошем знании  вопроса. Такой тип ответа  рекомендуется использовать также при невыгодном вопросе, не дающем возможности показать всю глубину Ваших знаний, или при наличии пробела в знаниях по данному вопросу и одновременно большой эрудиции по предмету или проблеме вообще.

Третий тип - «Доклад».       

Это самый невыгодный тип ответа. Сдающий экзамен, не сводя глаз с листка, просто зачитывает свои записи. Даже если этот ответ будет правильным и полным, он все равно производит невыгодное впечатление. Согласно опросам преподавателей, такой тип ответа говорит о том, что абитуриент, хотя и знает материал, но свободно им не владеет. Попробуйте отработать промежуточные варианты: во время ответа смотрите не на экзаменатора, но и не на листок, а отведите взгляд немного в сторону или, читая свой ответ с листка, периодически поднимайте взгляд на преподавателя.

Четвертый тип - «Эффектная концовка».

Эффектная концовка должна быть необходима при любом ответе, но в этом случае мы имеем в виду тот вариант, когда Вам не удалось ни завязать диалог, ни добиться того, чтобы Вас остановили, Следовательно, заканчивать ответ придется Вам самим - и нужно делать это как можно эффектней. Яркий пример, удачная цитата и глубокие выводы плюс сложный вопрос экзаменатору - вот основные особенности окончания ответа в этом варианте.

Пятый тип - «Квантовый вопрос».

Человек не может в течение длительного времени воспринимать информацию на одном и том же уровне. Подъемы и спады внимания со стороны экзаменатора неизбежны. Поэтому полезно «Разбить» свой ответ на несколько частей. Содержание каждой части должно носить примерно следующий характер: определение, утверждение, затем аргументация, доказательства, далее примеры, факты и в конце фрагмента - выводы, повторение основных положений. Между этими частями ответа необходимо выдерживать небольшие паузы.

  

 

Тактические «мелочи».

Знание предмета и удачное построение ответа почти всегда дадут Вам стопроцентную гарантию успеха, но не следует недооценивать и «мелочи», которые имеют решающее значение, когда чаша весов колеблется между двумя вероятными оценками. Мы приведем несколько практических рекомендаций, оставляя за читателями право «взять их на вооружение».

Отвечайте последовательно. Старайтесь придерживаться последовательности вопросов в билете. В очень затруднительных случаях, когда Вы плохо знаете первый вопрос, начинайте свой ответ со следующего вопроса. Но ни в коем случае не спрашивайте на то разрешения у экзаменатора, не демонстрируйте своей неуверенности и плохого знания первого вопроса.

Акцентируйте важные слова. Это придаст Вашей речи выразительность, ясность и убедительность.

Меняйте темп речи. Когда Вы разговариваете с кем - либо, темп Вашей речи постоянно меняется. Это придает выразительность Вашим словам. Если Вы хотите подчеркнуть что-то - уменьшите темп.

Наибольший вред    Вашему ответу причинит его монотонность. Она делает ответ серым, вызывает у экзаменатора скуку и раздражение.

Не забывайте о своем внешнем виде. Аккуратная, опрятная одежда не только поднимает Вас в глазах экзаменатора, но и придаст Вам больше уверенности в своих силах. Когда люди хорошо выглядят, им легче добиться успеха или решить сложную проблему.

 Следите за мимикой. Если Вы будете отвечать холодно и небрежно, всем своим видом показывая, насколько неприятна для Вас процедура экзамена, то вскоре и экзаменатор начнет испытывать такое же ощущение, поскольку подобное настроение является заразительным. Это не значит, конечно, что Вы должны постоянно улыбаться. Но приветливость и открытость, а так же, что Вам нравится сдавать экзамен именно этому преподавателю, - все это должно читаться на Вашем лице однозначно.

Контролируйте свои жесты. Жесты являются внешним выражением Вашего внутреннего состояния. Они так же несут информацию о Вас и Ваших знаниях, как и Ваша речь.   

Наши победы

Previous
Next

Объявления

Последние новости

  • План воспитательной работы в шестой школьный день 9 декабря 2017 года
    Подробнее...  
  • Поздравляем призёра «Турнира четырёх»
    Подробнее...  
  • Поздравляем победителей 2 этапа республиканской олимпиады по учебным предметам!
    Подробнее...  
  • План воспитательной работы в шестой школьный день 2 декабря 2017 года
    Подробнее...  
  • Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. Ответственность родителей за воспитание детей
    Подробнее...  

Удовлетворены ли Вы стилем взаимоотношений с администрацией учреждения и педагогическим коллективом?

Удовлетворены ли Вы работой по заявительному принципу «Одно окно»?

Да - 0%
Не совсем - 0%
Нет - 0%

Результаты: 0
Голосование на этот опрос закончилось в: 26 Авг 2017 - 18:56

Есть ли у Вас конструктивные предложения по улучшению работы учреждения?

Удовлетворены ли Вы качеством образовательных услуг?

Удовлетворены ли Вы проведением воспитательной работы?

Праздники Республики Беларусь

Праздники Беларуси 

Календарь

<<<Август 2014>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
© 2017 Khomenkov A.G. Все права защищены.