1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Православная культура - составная часть культуры современного человека

Уже ни для кого не является секретом, что мы живём в обществе, духовное состояние которого есть все основания характеризовать как кризисное. Особая роль в разрешении этой глобальной проблемы сегодня возлагается на систему образования, как государственный институт призванный оказывать существенное влияние на формирование духовной атмосферы в обществе. Сама система образования не может быть автономной и испытывает на себе всю силу воздействия негативных тенденций порождаемых самим обществом. Тем не менее, именно эта система всё ещё остаётся наиболее чувствительным органом способным реагировать на возникающие угрозы, создавая условия для формирования и становления здоровых сил народа и государства.

Такими ключевыми моментами являются понимание духовности и культуры в рамках предмета «Основы Православной культуры». Осознанное содержание понятия «духовность» определяет культурологический подход к преподаванию знаний о религии.

Православная культура - составная часть культуры современного человека

Научные данные о возникновении культур всех древних народов свидетельствуют о том, что в основе культуры всегда лежала религия, а не наоборот. С древнейших времен религия по существу определяла тип, характер, направление культуры. Первобытный мир, древний Египет, Ассиро-Вавилония, Греция и Рим, древние Индия и Китай, и т. д. - культуры всех народов и стран, несомненно, вдохновлялись религиозными исканиями человечества. Религия является материнским лоном культуры и только этим объясняется тот неоспоримый факт, что великое множество самых знаменитых памятников мировой культуры носит религиозный характер.

Следует отметить, что разговоры о духовности являются достаточно популярным занятием на педагогических совещаниях и конференциях. При этом в понятие «духовность» вкладывается достаточно разнообразный смысл. Например, под «духовностью» понимается изучение национальных языков, пение народного фольклора, и даже вышивка национальных орнаментов, использование примеров из «евангельских легенд» на уроках литературы.

Реальная духовность, как сердцевина культуры часто подменяется на смесь из некоей естественной нравственности и душевно-психологических проявлений сознания.

Духовность не есть что-то предметное, а показатель того, насколько глубоко и многообразно человек связан с культурой и способен использовать ее ценности в качестве основы своего универсального бытия. Человек духовен, когда он погружен в культуру и живет ее ценностями, утверждая их своими действиями, поступками и всей жизнедеятельностью именно как ценности культуры. Утрата культурной идентичности есть содержательная сторона разрушения духовности. Духовность всегда предполагает ориентирование по некоему идеалу, уподобление ему.

Что же касается разного рода общечеловеческих или «гуманистических ценностей и идей», то все они образовались из основных религиозных заповедей (да и сам гуманизм возник в недрах христианской культуры).

Выдающийся ученый, знаток и хранитель русской культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) дал исчерпывающее определение подлинной культуры: «Большинство людей понимают под культурой весьма ограниченный круг явлений: театр, музеи, эстраду, музыку, литературу…

Между тем культура - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией… Культура - это то, что в значительной мере оправдывает пред Богом существование народа и нации… Культура - это святыни народа, святыни нации».

Для православного сознания характерно стремление к тому, чтобы в дом каждого вошла святыня и вокруг нее созидалась культура. Так воспитывались в прошлом лучшие качества народа, и сохранились они только в лоне православной культуры.

Православная культура - составная часть культуры современного человекаКак сказал однажды Святейший Патриарх Алексий, «за нами стоит великая духовная и культурная традиция, получившая всемирное признание благодаря своим духовно-нравственным идеалам».

Успех в продвижении православной культуры в школах возможен лишь там, где есть достаточное количество людей, сохранивших свои культурные корни и неравнодушных к будущему детей.

Время показывает – нет альтернативы подлинной культуре, основанной на вековых созидательных ценностях православия, так как из них формируются базовые ценности семьи и брака, ответственного труда и нравственные основы правосознания.

Нашим детям нужно ощущение, что их жизнь - не «существование», что в жизни у них есть большая цель, и, соответственно, есть перспектива. Но именно этого не позволяет им дать материалистический дух современной школы. Отстаивать материализм несложно, поскольку он вошел в привычку. Зачем, дескать, ворошить устоявшиеся традиции и разделять общество! Но ворошить устоявшееся все равно придется. В условиях воинствующего аморализма школа и Церковь обречены на сотрудничество. Иной альтернативы у школы просто нет.

Выбор ведь очень простой: или мы оставляем людей (и в первую очередь наших детей) один на один со стихией религиозной иррациональности, в мире бескультурья, в мире примитивнейших религиозных и магических практик, которые сегодня открыто проповедуются на каждом углу. Или мы даем им возможность прикоснуться к богатейшей традиции человеческой религиозной мысли. Это означает, что основы православной культуры не надо понимать как простой комментарий к сюжетам картин на библейские темы, прежде всего это разговор о духовном мире человека.

Содержание, формы и методы реализации духовно-нравственного образования в рамках предлагаемых факультативных занятий «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»- соответствуют принципам государственной политики в сфере образования, изложенным в Конституции Республики Беларусь, Законах Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О правах ребенка».

Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям культурообразующей религии не противоречит принципу национально-культурной основы образования и его светскому характеру, который, в соответствии с общепризнанными международными принципами означает, что каждый обучающийся имеет право на изучение или отказ от изучения основ религиозного мировоззрения, а деятельность учреждений образования не преследует цели формирования у учащихся того или иного отношения к религии.

В данном контексте изучение основ православной культуры является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, которое призвано обеспечить духовное становление личности, способствовать воспитанию гражданина Республики Беларусь, формированию глубоких нравственных убеждений. Содержание предлагаемых факультативных занятий в значительной степени может востребовать имеющийся в учащихся нравственный и гражданский потенциал, необходимый для их дальнейшего личностного самоопределения и жизнеустройства.

Наши победы

Previous
Next

Объявления

Последние новости

  • План воспитательной работы в шестой школьный день 18 ноября 2017 года
    Подробнее...  
  • Школьный лагерь «Радуга»
    Подробнее...  
  • План воспитательной работы в шестой школьный день 11 ноября 2017 года
    Подробнее...  
  • Школьный лагерь «Радуга» под единой темой «Кораблик ЗДОРОВЬЯ» начал работать с 30.10.2017.
    Подробнее...  
  • График консультаций для учащихся 11 класса по подготовке к централизованному тестированию в 2017/2018 учебном году года
    Подробнее...  

Удовлетворены ли Вы стилем взаимоотношений с администрацией учреждения и педагогическим коллективом?

Удовлетворены ли Вы работой по заявительному принципу «Одно окно»?

Да - 0%
Не совсем - 0%
Нет - 0%

Результаты: 0
Голосование на этот опрос закончилось в: 26 Авг 2017 - 18:56

Есть ли у Вас конструктивные предложения по улучшению работы учреждения?

Удовлетворены ли Вы качеством образовательных услуг?

Удовлетворены ли Вы проведением воспитательной работы?

Праздники Республики Беларусь

Праздники Беларуси 

Календарь

<<<Август 2014>>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
© 2017 Khomenkov A.G. Все права защищены.